http://xlt.narod.ru

Итоги поискового сезона - 2002
Деньги с тамгой.

Владимиро-Суздальская деньга Владимиро-Суздальская деньга

Владимиро-Суздальские деньги. Серебро. XIV век.

    Обстоятельства находки первой монеты весьма поучительны. Площадка, в которой она лежала, поросла травой и была усыпана камнями. Постоянно приходилось приподнимать кольцо, чтобы не чиркнуть по камню. Дело было ранним утром и на траве висели крупные капли росы. Поисковики, сталкивавшиеся с подобными условиями, знают, что отбалансировать прибор с кольцом 5.3" в этих условиях весьма непросто. Баланс по воздуху и баланс по грунту совершенно не учитывают проводимость влажной водяной массы капель, висящей на траве. В результате для избавления от постоянного фона от помех приходится снижать Preamp Gain и глубина поиска падает. Тем более при непрерывных поднятиях кольца над камнями. Пройдя весь участок, мы нашли два поверхностных пула и перешли на следующий участок.
    Солнце вставало все выше. Роса высохла. Я решил вернуться на утренний участок, подсохший у тому времени, и быстро просканировать его с нормальными параметрами поиска. Когда я шел на "нулевую" точку, держа, естественно, прибор включенным, прозвучал яркий сигнал. Под неудобным бугорком лежала глубокая крупная серебряная монета весом 0.85 г неправильной формы с тамгой. Сохранность была отличная, чистить ее не пришлось (царапины ей-богу не мои). С момента принятия решения пройти площадку повторно не прошло и минуты... :))
    Надо ли говорить, что площадка была осмотрена самым тщательным образом на самых крутых параметрах. Ничего на ней больше не было. Повезло, одним словом. Так вот, с пяти шагов - и в точку попасть!
    Совет НЕ ВЫКЛЮЧАТЬ ПРИБОР НИКОГДА я прочел на западном сайте. Что интересно - именно так, случайно, при ходьбе, были найдены уже два редких пула с рогатой головой, куча четких пул, а теперь вот и владимиро-суздальская деньга. Такой вот эффективный метод.

Владимиро-Суздальская деньга Владимиро-Суздальская деньга

    Эта монета была найдена при ТРЕТЬЕМ прохождении одного и того же огорода. Она была сильно экранирована железом и нашлась весной в сыром грунте. Первые два раза площадка проходилась летом и осенью при сухом грунте. Сохранность монеты неважная. Она была вся покрыта черным окислом и походила на медную. Четко видна только тамга. Вторая сторона вовсе не уцелела. Серебро, видимо, было не слишком высокой пробы. Да и вес на треть меньше приведенной выше монеты - 0.67 г.

    Это первые русские деньги. Они еще несут на себе "татарскую тамгу", как считается, знак подчиненности эмитента Золотой Орде. Изображалась она и на монетах самой Золотой Орды. Знак этот, как и почти все изображения на древнерусских монетах, вызывает много споров и разнотолков.
    Так, А.Т.Фоменко утверждает, что поскольку "тамга" встречается в росписи колонн Успенского собора Московского Кремля и галереях Благовещенского собора, то печать эта - "ханско-княжеская", а "ханы и великие князья - это одно и то же". В книге А.Т.Фоменко "Империя" приводятся тамги с русских монет (три тамги слева) и декоративные элементы из росписи кремлевских соборов (три тамги справа):
тамга тамга тамга тамга тамга тамга

    К слову говоря, вторая и последняя тамга как раз изображены на найденных нами монетах.
    Правда, все исследователи как-то не вспоминают, что московские правители были все же Рюриковичи, а Рюрик, как и все его окружение, были викингами. А для Скандинавии эпохи викингов "плетенки" типа тамга были обычным орнаментом, которым покрывалось все, что только можно. Не только колонны жилищ, дракары и могильные плиты, но и бытовые предметы. Такой стиль X-XI века из переплетений стеблей, побегов, поджарых животных, змей и чудищ с длинными и гибкими телами исследователи называют "стиль Урнес".
тамга
  Брошь викингов из Дании, стиль Урнес.
тамга
  Шест из оснастки осебергского корабля IX века.
тамга
Портал церкви в Урнесе.

    В России влияние культуры викингов явно недооценивается. Потому что явно недооценивается сама роль викингов в истории страны. Уж если и были на Руси, дескать, викинги - так только наемники, телохранители, мальчики на побегушках. То, что именно викинги создали древнерусское государство и были первыми князьями, давно окрещено "норманской теорией", всерьез обсуждать которую в приличных кругах со времен Ломоносова считается дурным тоном. Ломоносов даже натаскал свою собаку так, что она бросалась на посетителей при слове "норманист".
    Как пишет Большая Советская Энциклопедия о варягах, "Они почти не оставили следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси." (18 т.,стр. 131). Не знаю, что такое "почти", но на эти следы приходится наталкиваться сплошь и рядом.
    Как пишет классик палеографии Л.В. Черепнин:

тамга
тамга
тамга
тамга
    "С XII в. зарождается новый стиль рукописного орнамента - "чудовищный" или "тератологический"..., который господствует в русской письменности в XIII-XV вв.
    Заставка чудовищного стиля представляет собой раму, лишенную геометрической правильности, внутри которой находится причудливый узор из фантастических зверей и птиц, а также людей, перевитых ветвями и ремнями так, что фигуры трудно выделить из плетения и определить, где они начинаются, а где заканчиваются...
    С начала XV века вместо чудовищного стиля в русских рукописях распространяются два новых типа украшений... жгутовый, или плетеный, и растительный. Для заставок первого стиля характерны мотивы плетения.... Плетение в прямую клетку, в виде восьмиугольников, по краям переходящих в овалы. Такие заставки своим плетением несколько напоминают "чудовищный" орнамент, но это не сплетение змеиных хвостов, а ремней, причем отсутствуют изображения чудовищ, зверей и человеческих фигур, типичных для тератологии...
    Исследователи отмечают тесную органическую связь между книжным рукописным орнаментом и другими видами искусства. Так, заставки и заглавные буквы ряда рукописных книг XIII в. Владимиро-Суздальского княжества близки к рельефам соборов Владимира и Юрьева Польского, к тканым узорам, найденным в кладах...Отдельные образцы "чудовищного" стиля рукописного орнамента совпадают с украшениями cеребряных браслетов, найденных в Киеве, Твери и т.д..."

Л.В. Черепнин, "Русская палеография", стр.267-273

    Как видно, применение "плетенок" в древнерусском изобразительном искусстве с легкой руки викингов имело давние и прочные корни. Плетенки попали и на ритуальные языческие "русальские" наручи, и на колты и на резные арки XII-XIII вв., задолго до появления Золотой Орды.
    И если скандинавские церкви украшались викингами резным плетеным орнаментом в стиле Урнес, что мешало потомкам викингов, Рюриковичам, украсить плетеной каменной резьбой церкви в Кремле?? Зачем за образец им обязательно брать какую-то ордынскую тамгу?? У них и свои скандинавские орнаменты всегда были перед глазами.
    Так что вполне вероятно, что колонны Кремля могли украшаться "тератологическим", "жгутовым", "плетеным" орнаментом, происходящим от родовых "плетенок" викингов, а на монетах могла чеканиться ордынская "тамга". Одно другому не мешает.
    Вот имеет ли золотоордынская тамга какое-то отношение (кроме внешней схожести) к скандинавской плетенке в стиле Урнес - это остается большим вопросом.
    "Тамга" дожила и до наших дней. В Карпатах я видел такие "тамги", вырезанные на деревьях - так с давних времен помечаются границы лесных участков.
тамга

Тамга в глухих Карпатских лесах. Вот уж где татары никогда дань не собирали.
Примеры других "тамг", используемых населением Карпат, при разметке лесных участков.

    Примеры тамги на российских монетах XX века:

тамга тамга тамга тамга

    Поскольку гравер штемпеля последней монеты еще жив, может он скажет, что он имел в виду, изображая на российской монете тамгу??? Потому, что кроме него, похоже, никто уже не знает, что она тут подразумевает. Ну не подчиненность же Золотой Орде? И не происхождение московского парт-хоз-актива от викингов? :)

17.06.2002



НАЗАД

автор   Mole Man   mailto:xlt@narod.ru

Copyright ©2002,Mole Man, All Rights Reserved Worldwide

http://xlt.narod.ru



Спонсоры страницы:

Спонсоры страницы:
Сайт управляется системой uCoz