http://xlt.narod.ru

Итоги поискового сезона - 2000
Русалка

Русалка Русалка Русалка Русалка
Русалка Русалка Русалка Русалка

Гайдуков № 405.
Русалка

Русалкины деньги. Московское медное пуло, 15 век. 4 экземпляра.

    Комментарии с использованием материалов и иллюстраций из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси"(стр. 674-741):

    Русалки - духи дождя, растительности и плодородия - изображались в виде очень красивых девушек с крыльями. Вера в русалок до 17 века называлась "волхованием" и "очарованием" (от слова "чары"). "Русалии" - моления русалкам - праздновались 4 раза в году. В славянском календаре выделялись два важнейших цикла - зимние (12 дневный цикл) и летние русалии.
Русальский танец XI века
Русальский танец в русской деревне XI века.
Радзивилловская летопись
"Русальная неделя" (с 4 июня), "русалии", "русалкино заговение", "проводы русалок", "русалчин велик-день" были разбросаны в диапазоне с середины мая до начала июля. Главным языческим праздником были русалии на Ивана Купалу - 24 июня. Разноречивые описания купальских русалий, доживших кое-где до начала 20 века, дают картину, близкую к римским вакханалиям и нынешним латиноамериканским карнавалам. Люди ждали Купальских торжеств целый год, на праздник надевали лучшую одежду и маски и пускались в полный разгул. Вот слова, которыми церковные очевидцы 11 века описывали происходившее: "пение бесовское", "говор бесчинный", "плясование", "позорование", "скакание", "многовертимое плясание", "позорище","глумление", "скверные дела", "игрища неподобные". Танцы велись в сверхбыстром, бешеном темпе, когда кажется, что русальцы не касались земли. Все происходившее сопровождалось языческими обрядами под звуки флейты, плетением венков, шествиями с чучелами, драками стенка на стенку с дрекольем, хороводами, прыжками через костер, купанием в натуральном виде и разгулом свободной любви. Ритуальный coitus на вспаханном поле был распространен еще в XIX веке. (Было даже выражение "русальская болезнь"). А в Новгороде вдобавок безжалостно били бочки...
    Обряды сопровождались употреблением галлюциногенов - "священных трав" и чесночного настоя, который пили во время исступленного ритуального танца. "Русальские травы" собирал только главарь-колдун, который наследовал свою должность от дедов и прадедов.
Ритуальный наряд
Ритуальный костюм для танца.
Пензенская губерния.
Ритуальный танец велся со спущенными очень длинными рукавами, рукава свисали почти до щиколоток. Находки великолепных серебряных русальских наручей в кладах XII-XIII вв. являются безусловным доказательством того, что за 300-400 лет до Ивана Грозного русские княгини возглавляли языческие обряды и, вероятно, сами исполняли главную роль в священном танце русалки. Описание такого танца ("многовертимого плясания"), сопровождающееся массовыми галлюцинациями, сохранилось, например, в сказке о Царевне-Лягушке (красавице Василисе Премудрой):
    "Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды, махнула левой - стали летать разны птицы. Все изумились. Отплясала - ничего не стало..."
    Характерно, что на наручах из найденных археологами кладов на правом наруче изображены символы леса и воды, а на левом - шесть птиц и семарглы. "Махнула рукой" - это явное описание гипнотизирующего пасса. После него зрители впадали в состояние измененного сознания - "изумление", сопровождавшееся галлюцинациями. Сама же пляска с вращением на одном месте очень напоминает танец суфийских дервишей, во время которого они впадают в глубокий транс.
    Путешественник Сефрид, посетивший славян в 1121 году, так описывал русалии:
"...Приблизившись, мы увидели около 4000 человек, собравшихся со всей страны. Был какой-то языческий праздник, и мы испугались, увидев как безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями, песнями и громким криком..."
    Естественно, организовать такое мероприятие и удержать "обезумевший" народ хоть в каких-то рамках одному колдуну было не под силу. Ему подчинялась "русальская дружина" (от 3 до 13 человек) из крепких, непьющих, уважаемых крестьян, с крепкой семьей, умеющих хорошо прыгать и поддававшихся гипнозу колдуна. "Русальцы" образовывали тайную мистическую организацию со сложными ритуалами. Они давали страшную клятву исполнять все русальные обряды и хранить тайну: "...Да погаснет очаг в моем доме, пусть змеи и ящеры совьют свои гнезда в нем...Да не примет земля мои кости...". Именно русальская дружина во главе с колдуном и были главными организаторами русалий. Чтобы выделяться из толпы, русальцы подвешивали к поясу и обуви колокольчики (аналог повязки "ДНД" :) и "русальские жезлы" (метровые дубинки). Всю русальную неделю дружины русальцев шествовали из села в село, празднуя от зари до зари. "Там, где они прошли, нивы цветут..." Ни спать, ни уклоняться было нельзя - русальцы строжайше следили, чтобы все люди были на игрищах. Всю неделю русальцы не крестились и не молились по-христиански ни при каких обстоятельствах.
    "В отличие от всех других языческих праздников, от которых уцелело слишком мало реалий, летние русалии обеспечены превосходным археологическим материалом X - XIII вв. Это, во-первых, ритуальные жезлы...а во-вторых известные серебряные браслеты из княжеских и боярских кладов XII-XIII вв. с изображениями самих русалий" (А.Б.Рыбаков). Русальские наручи находят в кладах 13 века от Рязани до Твери и от Владимира до прикарпатской Галиции. Это позволяет утверждать, что русалии были общерусским явлением. Ну,и как видим по нашим монеткам, русальская тематика на предметах повседневного обихода успешно прожила до 15 века. Неизвестно, употреблялись ли найденные нами "русалкины деньги" в колдовских обрядах, да только места их находок тяготеют к самому берегу реки. Возможно, деньги с изображением русалки занимали какое-то место в магических обрядах Руси - проверить это будет нетрудно, пройдя следующим летом с металлоискателем по прибрежным лугам и холмам.
Иконка Нифонта Бесопрогонителя
Иконка Нифонта "Бесопрогонителя" 18 век.
Надпись: "Проклят всяк, кто оставит церковь божию и последует русалиям"

    "Русалии" упоминал еще Иван Грозный, который по свидетельству Пискаревского летописца сам в 15 летнем возрасте участвовал в "потехах" в Коломне, наряжался в саван, ходил на ходулях и принимал участие в магических обрядах.
    Но постепенно праздник души и тела задавила христианская церковь. Начало религиозного противостояния было отмечено в самой ранней летописи - "Повести временных лет": "...словом только называемся христианами, а живем, как язычники.... Но дьявол обманывает ... и иными способами, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви..."
     Борьба не была легкой - часто у попов опускались опускались руки и они жаловались: "Мнози на игры паче текут (идут),неж (чем) к церкви; кощуны и блядословие любят более книг". Для изживания языческих игрищ в XI веке был введен "петровский пост", который удивил даже тогдашнего митрополита-грека Георгия. Он длился 6 недель и перекрывал главный языческий праздник - русалии на Ивана Купалу. Сохранилось большое количество угроз и проклятий, которые церковники обрушивали на паству. Их борьба чем-то напоминала борьбу комсомольцев за то, чтобы молодежь на Пасху не ходила в церковь. И постепенно они добились своего.
    Пропали языческие обряды, исчезли жезлы и маски, были сожжены древние книги "кощуны", закопаны в клады серебряные русальские наручи, праздник "Иван Купала" трансформировался в день рождества Иоанна Предтечи. Царем Алексеем Михайловичем было под страхом смерти запрещено играть на музыкальных инструментах, и мы уже никогда не услышим музыки предков. И о главном празднике наших предков теперь напоминают лишь выкапываемые древние монетки с русалкой.
    А что же русалии? Куда делась потребность молодежи в ярком, буйном выходе энергии? Да загляните на любую молодежную вечеринку, когда родителей нет дома - и вы поймете, как это некогда могло выглядеть. Шум, крики, музыка на всю катушку, танцы, пьянка, драка, матерщина, "священные травы" и групповуха. Ну разве что через костер не прыгают :) Посмотрите и поймете, что куда лучше, когда этот угар был раз в году - и под контролем "русальской дружины", а не вызванной соседями милиции...

    ...А уничтожение русалий не прошло для церкви даром. Пришло время, и новые власти принесли новую идеологию и запретили главный христианский праздник - Пасху. Потом колесо кармы продолжило вращение, и воздаяние за содеянное пришло и к коммунистам - новые власти запретили главный коммунистический праздник - 7 Ноября. Взамен же не было предложено ни новой идеологии, ни нового главного праздника. Вакуум заполнил языческий праздник Нового года, который на смогли побороть ни попы (и ведь досе церковь празднование Нового Года называет грехом), ни коммунисты (после революции праздник был запрещен как религиозный).
Может, пришла пора на монетах чеканить Деда Мороза???



НАЗАД

автор   Mole Man   mailto:mole_man@mail.ru

Copyright ©2000, ,Mole Man, All Rights Reserved Worldwide

http://xlt.narod.ru



Спонсоры страницы:
Сайт управляется системой uCoz