http://xlt.narod.ru


Лирическое отступление о перловке.

И солдат срочной службы и заключенный российской тюрьмы знакомы с "перловкой" не по своей воле. Плохо свареная каша тяжело ложится в желудок, за что солдаты прозвали перловку "шрапнель". "Получить заряд шрапнели" в живот - невеселая солдатская радость.
Перловкой кормят бедолаг по причине дешевизны ячменной крупы. Дешева же перловка потому, что ячмень урожайнее пшеницы в полтора раза, неприхотлив к условиям и имеет самый короткий срок вегетации из зерновых. Растет ячмень и успешно плодоносит вплоть до полярного круга. Особой возни с его возделыванием нет, требования к обработке почвы и удобрениям - минимальные.
Что следует особенно отметить: по своему составу ячмень - это самый богатый аминокислотами злак. Вдобавок по пищевой ценности белок ячменя БОЛЕЕ ЦЕНЕН, чем белок пшеницы. Но... его надо уметь готовить. Ячмень является ОСНОВНОЙ культурой финно-угров с незапамятных времен и остается любим финнами по сей день. Особая ли биохимия финского организма, за тысячелетия приспособившегося легко переваривать "шрапнель", или наработанные веками кулинарные рецепты тому причиной, сказать сложно.
Однако, как отмечал знаток кулинарии В.Похлебкин,

Говоря об особенностях финской национальной кухни, надо прежде всего рассказать о финских национальных продуктах. Как известно, каждая национальная кухня обладает своим особым пищевым сырьем, которое обычно делает эту кухню примечательной в глазах иностранцев. Однако понятия "национальные продукты" и "национальное пищевое сырье" не всегда правильно понимаются. Чаще всего думают, что это какие-то особые экзотические продукты, вроде трепангов и бамбука у китайцев, масла яка у монгол и т. д.
На самом деле национальными продуктами считаются и могут считаться только самые употребительные, широко распространенные в народе повседневные продукты, а такими обычно бывают те же самые продукты, которые используются во всем мире.
Но если в других национальных кухнях такие продукты бывают ординарными, редко или неохотно применяемыми и невкусными, то в национальных кухнях те же самые продукты являются самыми употребительными, самыми излюбленными и самыми вкусными. Самый известный пример такого рода - макароны у итальянцев.
Такими национальными продуктами в финской кухне являются перловая крупа и ячменная мука, салака, брюква, сало, масло, молоко, сливки. Без этих продуктов (вместе, группами или порознь) практически не обходится ни один рецепт, они представлены так или иначе более чем в 75% национальных финских блюд.
Набор, с точки зрения современного горожанина, едва ли особо привлекательный и даже, быть может, странный своей разнородностью. Причина такой избирательности; как и всегда во всех национальных кухнях, - историческая и географическая.
Брюква, перловка (ячмень), салака были продуктами, известными финнам с глубокой древности.
Все молочные продукты: молоко, сливки, масло - результат также исторически обусловленной специализации финского хозяйства за последние 200-250 лет. Следует напомнить, что в течение XIX века, вплоть до Первой мировой войны, снабжение такого крупного города, как Петербург, на 95% сливками и на 60% сливочным маслом (чухонским) осуществлялось исключительно финнами.
Вполне естественно, что, применяя все эти продукты, финны на протяжении длительного исторического периода научились так использовать их, как никакой другой народ. Именно особая технология применения этих обычных продуктов финнами и превратила их в национальные финские. Иными словами, финны нашли те приемы обработки, например перловой крупы, которые дают наибольший кулинарный эффект, резко отличаются по пониманию сущности продукта от приемов, принятых в других национальных кухнях в отношении того же самого продукта. Так, вряд ли где еще, кроме финской кухни, употребляется вымачивание перловой крупы не в воде, а в молоке и даже в простокваше длительностью до суток в качестве предварительной стадии обработки перед варкой. Вполне понятно, что такая обработка придает и иной, более полный или более приятный вкус каше или иному изделию из перловой крупы, делает эту крупу по вкусу совсем иной.
Таким образом, на примере финской национальной кухни хорошо иллюстрируется основное кулинарное правило, что национальные кухни, их отличие, особенности и уровень определяются не только составом продуктов, но и главным образом применяемой ими технологией.
Похлебкин В.В.
Собрание избранных произведений.
Моя кухня и мое меню.
М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1999.
С.339-347: О финской национальной кухне
и об особенностях кулинарии
финно-угорских народов.


То есть для финно-угров перловка - это то же, что для японца - рис, а для славянина - пшеница.
Неприхотливый ячмень хорошо растет не только в холодных и сырых краях типа северо-запада Руси, но и в жарких и горных местностях Азии. Н.Пржевальский проходя по Гималаям удивлялся, как высоко жители выращивают хлеб - местный ячмень рос на высоте 5000 метров над уровнем моря. Хлеб из него был грубоват, сладковат и быстро крошился. Но другого там не было.
Ячмень самая скороспелая культура - от 48 до 110 суток. Он не боится ни заморозков ни засух. Ячмень успевает созреть на севере за короткое лето и на юге до наступления засухи. Даже на Аляске ячмень вызревает за 60 дней короткого зимнего лета. Это одна из древнейших культур, возделывавшихся человеком - ячмень известен 6000 лет.
Неудивительно, что именно зерна ячменя арабы взяли за основу своей весовой системы. 5 зерен очищенного ячменя весом 0.048 г составляли 1 карат, 0.24 грамм. 1 мискаль = 20 карат = 100 зерен ячменя. 1 дирхем = 14 карат = 70 зерен ячменя... и так далее.
Ячмень был не только весовым но и линейным стандартом в древних культурах. Так, в Англии, где он также широко возделывался коренным населением еще до вторжения норманнов, длина зерна ячменя было взято за меру длины - barleycorn. Судя по всему, ячмень там рос изрядный, так как длина "ячменного зерна" составляла почти 8.5 мм. Линейная метрическая система Англии там была такая:

барликорн ("ячменное зерно")= 1 ячменное зерно = 0.846667 см
дюйм= 3 ячменных зерна = 2.54 см
палм = 3 дюйма= 9 ячменных зерен = 7.62 см
хэнд = 4 дюйма= 12 ячменных зерен = 10.16 см
спан = 9 дюймов= 27 ячменных зерен = 22.86 см
фут = 3 спана = 12 дюймов= 36 ячменных зерен = 30.48 см
пэйс = 30 дюймов= 90 ячменных зерен = 76.2 см
ярд = 3 фута = 108 ячменных зерен = 91.44 см

Задолго до появления славян на берегах Волги, ячмень успешно возделывался местными коренными племенами - финно-уграми. Зерна ячменя находят при археологических раскопках в хозяйственных ямах мерянских городищ (с включениями лишь единичных зерен ржи и пшеницы). Это был широко культивируемый злак.
Неудивительно поэтому, что арабская система веса, основанная на ячменном зерне, легко состыковалась с финно-угорской любовью к ячменю. При повсеместном возделывании ячменя его зерно всегда было под рукой в качестве самой простой единицы веса.
У жителей северных и южных стран была разная структура питания на протяжении веков. С вторжением восточных славян из зоны мягкого европейского климата на территорию Волжского бассейна, где в те времена проживали финские племена, они принесли свои пищевые привычки вместе с собой.
С употреблением местного ячменя у славянских переселенцев возникла вполне понятная проблема. Как переваривает славянский желудок перловку знает любой солдат :) Даже Балда в сказке Пушкина требовал у попа при приеме на работу - "есть же мне давай вареную полбу" (т.е. пшеницу, а не какую-нибудь там перловку).
Наш, славянский злак - пшеница. Но она более прихотлива, требует другого климата - того, откуда пришли славяне, среднеевропейского. Ячмень же и овес - до сих пор считаются в России "кормовыми культурами". Не любит их население. Рекомендации диетологов встречают дружное сопротивление. Есть овсянку? Как лошадь?? Ячмень? Как свинья?? Фу, гадость...
Маркетинговые ходы советских времен, когда ячмень окрестили "перловой" ("жемчужной") крупой, большого успеха не имели. Перловка экономически выгодна, но несьедобна... Советские пионеры дружно морщились от "ячменного кофе" и ячневой каши "Артек".
Президент японского Института Здоровья Хагивара Японии Йошихиэ Хагивара (Yoshihie Hagiwara) после 13 лет изучения 150 видов злаков, опубликовал отчет, в котором говорилось:
             "Ячмень - наилучший источник питательных веществ,
          которые необходимы человеческому организму для его
          роста, восстановления и здоровья".
Несмотря на все это, и сегодня европейцы и белые американцы есть ячмень ну никак не хотят, предпочитая для поправки здоровья покупать "биологически активные вытяжки из ячменя".

Почему финны не знали голода,
живя в зоне "рискованного земледелия".

При обработке земли под посев ячменя не требуется трудоемкая вспашка плугом.
С культивированием ячменя успешно справлялись даже американские индейцы, не знающие лошадей. Для его выращивания и сегодня достаточно лишь несложное рыхление грунта на глубину до 12-14 см. А из агротехники ячмень требует лишь легкого боронования. Современные эксперименты агротехников показали, что примитивное двукратное боронование ячменя по эффективности приравнивается к трудоемкому уничтожению сорняков и последующему опрыскиванию дорогими гербицидами. При этом боронование никак не сказывается на урожайности ячменя - гибель отдельных растений быстро восполняются дополнительным образованием продуктивных стеблей, ячмень начинает "куститься".
Вся эта несложная малозатратная агротехника была эффективна и тысячи лет назад. При севообороте поле после ячменя лучше всего оставлять под пар, т.е. травы, что хорошо сочеталось с традиционным финно-угорским животноводством.
Большая стойкость ячменя к засухе объясняется тем, что его корни глубже проникают в почву, чем корни других злаков, и могут брать влагу из более глубоких слоев почвы, а также более быстрым ростом ячменя в начале вегетации. Лист ячменя самый широкий из всех злаков, что позволяет ему более эффективно поглощать солнечную энергию в северном климате. Вдобавок из-за широкого листа и лучшей кустистости ячмень быстро затеняет площадь и ослабляет рост сорняков. Помимо этого зерна ячменя обладают способностью послеуборочного дозревания, что позволяет собирать его не дожидаясь полной спелости. А это бывает очень полезно в нестабильном климате Северо-Западной Руси.
Для выращивания ячменя оптимальна температура 15-22o, тогда как пшенице для налива зерна требуется 22-25o. Ячмень любит родные российские суглинки, а пшеница - черноземы или целину.
Сколько возни с обработкой почвы для пшеницы? Хорошая вспашка земли, снегозадержание, весеннее боронование для уничтожения почвенной корки, обработка почвы по системе "полупара" (глубокая вспашка, 2-3 культивации, боронование), зяблевая обработка... Под озимые сорта пшеницы пахать одно и то же поле приходилось трижды ("троить"). А еще борьба с сорняками, вредителями... А для ячменя - нужно лишь прикатать грунт для дружного всхода посевов и неглубокое легкое боронование для борьбы с сорняками...
Поскольку ячмень дает больший урожай, требуется обрабатывать меньше земли. Вдобавок меньшая трудоемкость по его выращиванию требует меньше работников и меньше лошадей. Меньше лошадей - меньше сена на их содержание, меньше лугов надо косить. Ячмень - это меньше работы и сельскохозяйственных земель, меньше времени от посева до урожая. И при этом - больше зерна.
Меньшая территория, засеянного ячменем, могла прокормить больше населения. При этом практически не завися от погоды.
До прихода славян эта же самая земля тысячи лет благополучно кормила финнов, потому как ели они ДРУГОЕ. (Ячмень - это один из примеров).

Пищевые предпочтения и сельское хозяйство.

Но что для славянина ячмень? Это вовсе не пищевой продукт. Это фураж, лучший корм для свиней и птицы. И сырье для приготовления пива... Куда его еще можно деть? Ну вот пустить на крупу для солдат и заключенных. Кто ж еще будет его есть по своей воле?
Высокоэнергетичные свойства дешевого ячменя использовали еще в Древнем Риме, но тоже кормили им в основном гладиаторов. Сами же римляне предпочитали есть все ту же пшеницу. В римских легионах провинившимся подразделениям в качестве наказания выдавали вместо пшеницы ячмень. Когда во время Галльской войны из-за нехватки пшеницы Цезарь начал всем легионерам выдавать ячмень, мясо и бобы - в войске началось недовольство...
В сырой и холодной Англии, где другие зерновые культуры вызревают плохо, традиционные культуры - ячмень и овес по-прежнему приходится сеять. После норманского вторжения захватчикам пришлось также привыкать к местной пище, но дальше овса дело не пошло. "Овсянка, сэр" - типичный английский завтрак. А ячменю там нашли также лучшее применение - как сырью для изготовления пива и виски. Джон Ячменное Зерно (Джон Барликорн) - с тех пор эпическое олицетворение спиртного.
"Пищевые предпочтения" в потреблении злаков хорошо видны по засеиваемым площадям. Что лучше растет в данной местности - то и дешевле. Что дешевле - к употреблению того коренное население больше и привыкло. А чего больше едят - того больше и сеят. То, что структура посевов отражают структуру питания, хорошо видно, скажем на примере Японии, где площадь посевов риса в 33 раза выше площади, занятой пшеницей и в 32 раза выше площади посевов ячменя. А в Судане основной злак - сорго, его там и сеют в неимоверных количествах в ущерб, скажем, пшенице или рису.
Современная наука называет это "Адаптивным подходом в сельском хозяйстве":
          АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД в сельском хозяйстве (А.п.) — система получения
       сельскохозяйственной продукции, обеспечивающая максимальную окупаемость
       биологической продукцией каждой единицы введенной в агроэкосистему
       антропогенной энергии.
          При А.п. подбираются сорта культурных растений и породы сельскохозяйственных
       животных, наиболее соответствующие почвенно-климатическим условиям района.
          Так, Н.И. Вавилов писал о том, что земледелие желательно «осеверить»,
       но в хорошо обеспеченном осадками Нечерноземье выращивать не пшеницу, а рожь.
       Сегодня (наряду с ячменем и овсом) рожь составляет основу растениеводства
       северных районов Германии, а также Финляндии, Швеции, Норвегии.
          Нарушение требований А.п. ведет к резкому удорожанию сельскохозяйственной
       продукции или вообще к «нулевому эффекту», когда интродуцированные в новые
       районы растения или животные не приживаются (примеры: попытки возделывания
       кукурузы далеко севернее ареала ее распространения или выращивания чайного
       куста в Закарпатье).
Выращивание славянами пшеницы на Северо-Западе Руси явно не вписывалось в рамки адаптивного подхода. Она росла хуже и была дороже традиционных местных злаков.
Поэтому ничего удивительного, что до сих пор Финляндия засевает ячменем площадь ВДВОЕ БОЛЬШУЮ, чем пшеницей, овсом - втрое большую. В Швеции и в Ирландии пшеница и вовсе растет не везде, и ячмень имеет площадь в 2.5 раза больше, чем пшеница, а овес - вдвое большую. Та же картина в Норвегии. В Великобритании посевы ячменя также до сих пор стоят на первом месте по площади, превышая посевы пшеницы в 3 раза.
Все это - структура традиционного питания "северных" народов. Южнее картина иная.
В СССР ячмень занимал ВДВОЕ МЕНЬШУЮ площадь, чем пшеница, овес - в 5 раз меньше. И при этом пшеницу приходилось ввозить из-за границы - при северном климате население до сих пор потребляет "южный" злак. Посевы злаков в России соответствуют "южной", среднеевропейской структуре питания. Скажем у наших братьев-славян в Польше со сходными пищевыми предпочтениями площадь посевов ячменя так же вдвое меньше посевов пшеницы, такая же картина и у братьев-славян в Болгарии. Такая же картина и во Франции. Южнее, в Испании ячмень уже втрое уступает пшенице. В Румынии - в 6 раз. А в еще более южных странах типа Италии ячмень сеют и вовсе в ничтожных количествах, преобладает пшеница.
Но если взять еще южнее, засушливые африканские страны, то картина поменяется в обратную сторону. В Эфиопии, Марокко ячменя опять сеют больше, чем пшеницы. В Ливии посевы ячменя в 1.5 раза больше по площади посевов пшеницы. В прочих арабских странах по площадь посевов ячменя не намного отстает от пшеницы. Устойчивость к засухам у ячменя куда больше, чем у пшеницы, которая более чувствительна к влаге.
Так что крайности тут, как обычно, сошлись - и на холодном севере и в жаркой Африке с давних пор питаются одинаково - ячменем.
Еще в начале XX века основатель сельскохозяйственной науки на европейском Севере России А.В. Журавский с удивлением отмечал, что в северном Печорском крае коренное население собирает бОльшие урожаи ячменя и ржи, чем в Нечерноземье - "сам-4.9" и "сам-5.6". При соблюдении простейших приемов выращивания, использовавшихся коренным населением (прополка, окучивание и внесение навоза) Журавский севернее 65° с.ш. получал урожаи, которым и сегодня могут позавидовать земледельцы средней и даже черноземной полосы России. Но ... урожаи лишь традиционных финно-угорских культур - ячменя, брюквы, ржи, гороха. Пшеница там упорно не хотела расти. Несмотря на это, в 1911 г. Журавский заявлял: «Север может и должен стать «житницей России». Гениального ученого никто так и не понял.

Был ли на Руси "День Благодарения"?

То, что при массововом переселении людей на новое место им приходится поневоле привыкать к местным культурам, хорошо известно из истории.
Аналогичные проблемы на новом месте жительства испытали и первые американские переселенцы в Плимуте, штат Массачусетс. В первый же год сделанные на новом континенте посевы европейских культур не дали урожая и зимой среди переселенцев разразился голод, уничтоживший большинство пришельцев и поставив первую колонию на грань исчезновения.
Переселенцев спасли (на свою голову) местные индейцы-ирокезы, которых переселенцы панически боялись. Индейцы, жившие в каменном веке, весной сами пришли на помощь пилигримам, имеющим книги, ружья и морские суда, но при этом погибающим от голода. Индейцы показали им, какие растения в Новом свете сьедобны, какие животные пригодны для употребления в пищу, как возделывается каменистый грунт и как ловится местная рыба (угри). Индейцы также принесли зерно - ячмень, маис и горох, и рассказали, как выращивать их на непривычной почве. Секрет успешного выращивания зерна был, в частности, в том, что в поля в качестве удобрения надо было заделывать дохлую рыбу. Это спасло пилигримов от голодной смерти.
Осенью 1621 после успешного сбора урожая колонисты пригласили на праздник индейского вождя и 90 индейцев. Те угостили пилигримов дикой индейкой и олениной, а также научили их, как готовить блюда из клюквы, индейского зерна и тыквы. В тот день американцы узнали, что такое "попкорн".
День передачи с/х знаний от аборигенов к их колонизаторам до сих пор широко отмечается в Америке - "День Благодарения". Благодарят в этот день сейчас, разумеется, не индейцев - благодарят Бога, который этих индейцев ниспослал.
Что характерно - в некоторых американских книгах сейчас отрицается сам факт помощи индейцев. Якобы, бродя по окрестностям в поисках воды, пилигримы сами "нашли" индейскую "захоронку" с местным зерном, а индеек подстрелили тоже сами. Многие американские школьники вообще уверены, что на первый "День Благодарения" весь пир приготовили сами пилигримы и накормили голодных местных индейцев. За что те и были им "благодарны"...
Но в любом случае пришельцам пришлось забыть о своих пищевых привычках и привыкать к непривычным местным культурам - кукурузе, картофелю, тыкве, подсолнечнику, помидорам ... Ну и к местной индейке. В частности потому, что на производство 1 фунта мяса индейки требовалось в 2.5 раза меньше корма, чем для производства говядины.
Так первые переселенцы получили в наследство бесценный тысячелетний опыт многих поколений американских индейцев - местную агрокультуру.
Увы не все колонизации сопровождались такой сельскохозяйственной "идиллией". Вторжение норманов в Англию привело к утере многих сельскохозяйственых ноу-хау коренных местных жителей, что нашло яркое отражение в балладе Р.Стивенсона "Вересковый мед".
Аналогичные процессы происходили и при колонизации финно-угорских земель славянами. Об этом говорит, в частности, тот факт, что никакого "Дня Благодарения" на Руси не было. Акта торжественой передачи сельскохозяйственных знаний от аборигенов к пришельцам не произошло.
Адаптироваться славянам пришлось не к местной пище, а к тем своим привычным злакам, которые вызревали в данном климате. Акцент в потреблении стал смещаться с пшеницы на рожь. Рожь была сорняком и издавна засоряла посевы пшеницы. Но в морозные или засушливые годы пшеница погибала, и тогда земледелец поневоле собирал урожай неприхотливого сорняка. Впоследствии оказалось, что именно привычная рожь хорошо растет в новом климате и ее стали сеять как самостоятельную культуру. Рожь по вкусовым свойствам была все же не так далека от пшеницы, в отличие от ячменя, но была более приспособлена к местным условиям. Пришлось привыкать и к гречке. Собственно и гречка-то в Европе - злак "кормовой", им откармливают птицу. Не едят ее там люди. Но перейти на ячмень славяне все же так и не смогли... Это было все равно, что перейти на потребление лебеды и еловых шишек. Сам-то человек может худо-бедно и крапивой прокормиться. А вот как заплатить натуральный оброк князю? Денежную дань?? Трудно продать крапиву на рынке - многие ли ее купят, когда ее кругом полно растет? Для продажи сеяли продукт более капризный, а потому дорогой - пшеницу. Это был определенный риск, на который шли для получения большего барыша. Своеобразная азартная игра с природой. Потому земледелие в нашей полосе и называется "рискованным".
Впрочем, угроза голода заставляла иной раз питаться и ячменем. Когда в иную зиму пшеница или рожь "выпревали", то весной крестьяне пересевали озимое поле ячменем и тем спасались от голода. Вдобавок зерно ячменя было крупнее пшеничного, а примол ячмень имел больше, чем у ржи. Но ячмень был дешевле пшеницы и был, соответственно, экономически невыгоден.
Не это ли причина того, что после очищения земли от аборигенов и начала культивирования других злаков в XI веке разразился страшный голод среди размножившихся славянских переселенцев?
Первый голод на мерянских землях был отмечен летописью в 1024 г., поскольку он привел к мятежу в Суздале. Конечно, голод - все же явление социальное, а не сельскохозяйственное. В летописи записано, что мятеж сопровождался тем, что восставшие "...избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы". Это говорило о том, что никаких запасов у народа не было, видимо, вследствие неурожая. Спасли суздальцев жители Болгара, поволжского города, поставив им хлеб. У них почему-то никакого неурожая не было. Наверное потому, что сеяли они свои традиционные культуры.
Видимо, злаки славян просто не вызревали в новом климате, тем более при малейших капризах погоды. Однако причина неурожая была официально обьявлена Ярославом такая:
          "Бог за грехи посылает на всякую страну голод, или мор,
          или засуху, или иную казнь, человек же не знает, за что".
Видимо, Бог и вправду осерчал на русский народ по грехам его. Благодарить его было не за что. Летописи были полны записями о продовольственных катастрофах из-за раннего снега, засух, вымокания, выпревания, весенних заморозков и т.д. и т.п. Какой уж тут "День Благодарения"?
Угроза голода все больше стала влиять на политические события Руси.

Смена злаков и первая экологическая катастрофа.

Да у нас бы история была совсем другая!!! Новгород сильно зависил от подвоза хлеба из южных княжеств. Если в перекрыть подвоз хлеба с юга - в Новгороде начинался голод, и новгородцы или воевали, или шли на переговоры. А ели бы они вместо хлеба перловку? (Ячмень-то в новгородских краях вполне вызревает, это не пшеница.) Возможно, многие события русской истории пошли бы по другому....
С приходом славян началась массовое выращивание совсем других сельскохозяйственных культур. Пшеница, рожь, гречиха. Ячменем теперь питались лишь свиньи пришельцев и посевы его сократились. Однако теплолюбивая пшеница не хотела вызревать в капризном русском климате и требовала удобрений для хорошего урожая. Так был сделан роковой шаг к "подсечно-огневому земледелию". Для эффективного земледелия, основанного на пшенице, лес подсекали на корню, оставляли подсыхать на год-другой, а затем полученный бурелом поджигали. На пожарище, покрытом слоем золы, пшеница давала богатые урожаи - "сам-сто". Но всего пару лет. Потом урожайность земли резко падала и земледельцу приходилось переезжать на другую, заранее подготовленную площадку. Выжигать леса, чтобы извлечь сиюминутную прибыль могли только пришлые люди, "оккупанты", для кого эти места были не родные. Коренное население лес берегло. До сих пор в финской кухне практически нет горячих блюд и супов, основной упор сделан на холодные закуски. Жилища финно-угорских аборигенов зачастую располагались в полуземлянках, что позволяло беречь бревна на строительстве стен и хорошо экономить тепло зимой, а значит - беречь дрова, не рубить лишние деревья. Финно-угры природу свято берегли. "Священные рощи", где происходило поклонение деревьям, и до сих пор колышутся на мордовских и марийских землях.
Жить в лесу и экономить дрова! Это было непостижимо менталитету пришельцев. Лес безжалостно выжигался под поля, вырубался, славяне строили только рубленые дома из отборных стволов, широко готовили горячие блюда и дров не жалели.
Как отнеслось коренное население к такому варварству славянских переселенцев? Как смотрели они на лесные пожары, уничтожающие их привычный мир? Судить об этом сложно. Однако археологи фиксируют моменты, вызывающие неоднозначные толкования. К примеру, славяне появились на землях финно-угорского племени муромы в X веке. В XI веке "мирная ассимиляция" муромы была завершена. При этом в захоронениях того времени мурома часто лежит со следами насильственной смерти, с отсутствующими конечностями и головами. Странная вдруг пошла у них погребальная мода...
На территории, занятой славянами, коренные жители изгонялись с мест своего привычного обитания и впоследствии попросту исчезали, "мирно ассимилировались". Сохранились предания, что перед тем, как навсегда оставить свои земли, финны прокляли их навеки, чтобы не было здесь счастья никому...
До прихода славян на Восточно-Европейскую равнину она была покрыта реликтовыми хвойными борами. Очень быстро, за век-другой все вековые боры были сожжены или вырублены. Брошеные пепелища и вырубки самозасеивались сорным лесоматериалом - милой русскому сердцу березкой и никчемной осинкой.
На месте величественных сосновых боров скоро заколыхались сырые березовые рощи. Об этом археологам говорят остатки пыльцы и насекомых в курганных грунтах. Испарение влаги с хвойной иголки и с широкого березового листа разнятся в несколько раз. Смена хвойного леса на лиственный привела к повышенному темпу осушения земель. При этом вследствии сильного испарения резко увеличилась влажность воздуха. Археологи фиксируют - климат стал очень сырым и холодным, уровень грунтовых вод упал, реки стали пересыхать, крупная рыба из них ушла, озера превратились в болота, а многие болота высохли вообще. Первые пожары пересохших болот зафиксированы в 1092 г.
Уничтожение лесов принесло новые невиданные беды землепешцу.
"Повесть временных лет" фиксирует:
              1094 г. ... В тот же год пришла саранча на Русскую
              землю, месяца августа в 26-й день, и поела всякую траву
              и много жита. И не слыхано было в земле Русской с первых
              ее дней того, что видели очи наши, за грехи наши.
Современные ученые утверждают, что именно чередование леса и полей повышает урожайность сельхозкультур. Даже простые посадки лесополос благотворно влияют на микроклимат и биогеохимические круговороты элементов питания и воды. Этот метод сейчас называется "Агролесомелиорация", это наиболее экологичный и экономически эффективный способ повышения продуктивности агроэкосистем. Урожай зерновых повышается на 10—15%, и этим с лихвой окупается некоторое сокращение площади пашни для посадки леса. Кроме того, лесные насаждения дают доход как источники древесины, места обитания охотничье-промысловых животных, места отдыха населения и сбора лекарственных трав, грибов и ягод. Поскольку на агроценозы наиболее эффективно влияют зоны контакта с лесом (опушки), считается, что на 1 га пашни должно приходиться не менее 40—60 м опушек.
Так что в любом случае тотальное выжигание лесов в ходе "подсечно-огневого земледелия" не пошло на пользу сельскому хозяйству Руси. Приход славян, смена ячменя на пшеницу, выжигание лесов и массовая распашка земель нарушили хрупкое лесное равновесие. Хищническое отношение к природе и экстенсивное хозяйствование дало свои плоды. Климат территории Руси резко изменился. Если до XII века климат был мягкий и малоизменчивый, то начиная с XIII века началось похолодание климата на всей Восточно-Европейской равнине. То, что сейчас называется "Последний малый ледниковый период XIII-нач.XX века".
Подумать только - в XIII веке начался малый ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД!!!
Произошла грандиозная экологическая катастрофа...
Область, колонизированная славянами к XII веку, до сих пор хорошо видна на карте "флористических царств". На Северо-Востоке Древней Руси в результате деятельности славян сменилось целое флористическое царство.
Урожаи с/х культур в новом климате неминуемо падали. Часто урожай полностью погибал из-за капризов изменившейся природы, земледелец едва сводил концы с концами, с трудом выплачивая князю положенную дань. Из-за уничтожения лесов количество пушного зверя резко уменьшилось. Село нищало, излишков сельхозпродукции становилось все меньше, мехов стало мало, торговать стало нечем. Именно в эти времена и произошло полное исчезновение монеты на Руси.
Не прошло и века, как в бассейне Волги на смену богатым финским селам, ведшим поволжскую торговлю с римских времен, имевшим запасы серебряных дирхемов, пришли нищие славянские деревни, жители которых не могли уплачивать дань и превращались князьями в рабов, "челядь". Челядь за неуплату "долгов" активно вывозилась князьями и по дешевке продавалась на средиземноморских рынках.
Не иначе, сбылось-таки страшное финское проклятие...

Финно-угорская страница истории русских земель была закрыта. Началась беспросветная русская история...

Вершки и корешки.
Суровый сельскохозяйственный эксперимент...(продолжение)



7.4 - 30.10.2003



НАЗАД
ПРОДОЛЖЕНИЕ...

автор   Mole Man   mailto:xlt@narod.ru

Copyright ©2003,Mole Man, All Rights Reserved Worldwide

http://xlt.narod.ru



Спонсоры страницы:

<
Сайт управляется системой uCoz