http://xlt.narod.ru

Часть третья. Двоеверие (XI-XIII вв).
Гл.11 Народные обереги.

Б.А. Рыбаков, "Язычество Древней Руси", стр.537-538.


Подвески из радимичских курганов X-XII вв.
Рис. 118. Подвески из радимичских курганов XI-XII вв.
Изображения обряда "Туриц": бык и семь девушек.

    ...Пожалуй, самыми интересными подвесками, смысл которых разъясняется при ознакомлении с этнографическими данными, являются круглые подвески с головой быка из земли Радимичей 48 . Они впервые найдены во Влазовичах (Власовичах) близ Суража на Ипути, но есть и в других местах. Схожая подвеска известна и среди материалов владимирских курганов. Ободок подвески по всему кругу украшен выпуклыми точками. Середина круга занята огромной головой быка; четко профилированы рога, уши, большие круглые глаза. На лбу быка двойной треугольный знак, опускающийся углом книзу. Морда быка с рогами занимает всю внутреннюю поверхность подвески. (Рис. 118).
    Совершенно исключительным является то, что вокруг головы быка расположено семь женских фигурок. Они изображены крайне схематично — так, как обычно вышивают женские фигуры на второстепенных местах вышивки: круглая голова и удлиненно-треугольная юбка. Расположены они подчеркнуто разбросанно, без привычного порядка: три женщины помещены между рогами, причем одна из них показана вниз головой. Две пары фигурок находятся с обеих сторон морды быка. В каждой паре одна фигура вверх головой, а другая — вниз. Эти «таврокатапсии» связаны с какими-то особыми игрищами в честь быка или тура. Еще Прокопий Кесарийский писал о том, что славяне приносят в жертву богу-громовержцу быка. Жертвоприношения быка Илье Пророку (заменившему Перуна) сохранились на русском Севере вплоть до XIX в. 49
    У белорусов и у южных славян известен старинный обряд «турицы». С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г. Р. Державин:

Танцуем... танцуем и бычка.


    У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX в. сохранился девичий головной убор с большими «турьими» рогами из соломы и ткани (окрестности Турова. Материалы этнографа Супинского). В быв. Калужской губернии» у девушек в конце XIX в. существовал праздничный головной убор с огромными рогами. Священники не пускали таких «рогатых» невест в церковь 50 .
    Этнографический материал по культу быка-тура огромен 51 . В Киеве была «Турова божница». Во многих местах южной части лесной зоны есть села с названием Туровичи. Турьи рога, как мы видели, были священным ритуальным сосудом.
    Культ быка, «буй-тура», «яр-тура» был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщенные известным исследователем «нечистой силы» С. В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ.

 «Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка убивают: один из парней бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят» 52 .

    Примерно такие «турицы» и изображены на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и «девичьим переполохом» одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, русалий 6 января, которыми завершались зимние святки и их последний цикл — «велесовы дни» 53 .
 «На тых же своих законопротивных соборищах,— говорится в одном из поучений против язычества,— и некоего Тура-сатану ... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую, по образу и по подобию сотворенную, некими харями или страшилами (масками) закрывают» 54 .

    Маска быка или тура — обязательная принадлежность как святочного, так и масленичного гулянья ряженых. У южных славян «турицами» называют весенний карнавал на масленицу, а у западных «турицы» отмечаются около троицына дня 55 .


48 Рыбаков Б. А. Радзiмiчi..., с. 92, табл. VI, рис. 4, с. 122. Четкая фотография опубликована мною в «Истории русского искусства». М., 1953, т. I, с. 68.
49 Макашина Т. С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян.— В кн.: Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. с. 91.
50 Материалы по этнографии России.
51 Николъскiй Н. М. Жiвёлы у звычаях, i абрадах, i вераньях беларускага сялянства. Менск, 1933.
52 Максимов С. В. Нечистая неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 298. Большой этнографический материал приведен в превосходной работе В. И. Чичерова: Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX вв, (Очерки по истории народных верований). М., 1957.
53 Рыбаков В. А. Язычество древних славян, с. 429—430.
54 Галъковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 187.
55 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 431.


НАЗАД

http://xlt.narod.ru



Спонсоры страницы:
Сайт управляется системой uCoz