Монета эта была найдена на только что осмотренной территории в самом краю поля благодаря тому,
что я никогда не выключаю прибор. Даже просто при ходьбе. Почему? Подробнее написано в разделе "переписка с читателями".
Этот необычный "способ" поиска прочитал на западном сайте, и гляди-ка! Помогает...
Это изображение всегда давало много пищи для дискуссий. Ну чем "черт с рогами"
удостоился быть запечатленным на тверской монете? Да-а... как видно невооруженным глазом,
христианской символикой медные пула не облагораживали. То ли в виду малой ценности самих пул, то ли
из-за того, что данная символика не пользовалась особой популярностью у простого народа.
Вот языческих изображений на пулах запечатлено предостаточно, видимо они были ближе и понятнее
и денежным мастерам и простым жителям древнерусских земель.
Но почему голова "черта" с боков и сверху окружают жирные точки? Посмотрим на это изображение
с точки зрения языческой символики и сразу встанет видно его почти полное сходство с рисунком из книги
акад. Рыбакова "Язычество Древней Руси" (стр.668):
Подвески из радимичских курганов XI-XII вв.
Изображения обряда "Туриц": бык и семь девушек.
Становится понятно, что толстые точки точки вокруг
головы - это, видимо, стилизованные изображения "семи девиц",
схематично изображенных и на подвесках и на монете. Если на подвесках девицы изображены в стиле
современного настенного знака "женский туалет", то на монете от них и вовсе одни точки остались.
Среди вариантов данного типа есть и еще более похожие изображения (см. на голову быка на первых
двух изображениях, особенно на "шишку" на лбу, и на "точки" вокруг головы с рогами на третьем):
Гайдуков № 64, 65, 67.
Нетрудно предположить, что изображение на монете - это стилизованное
изображение все тех же святочных языческих игр с быком в "дни туриц", русалий 6 января,
что и изображенные на подвесках. Акад. Рыбаков в своей книге "Язычество Древней Руси"
дает красочные описания игр в быка. Маска быка была обязательным атрибутом масленичного и святочного
гуляний ряженых, у южных славян "турицами" называли весенний карнавал на масленицу, у западных
"турицы отмечались на Троицу.
Культ тура прямо переплетался с другим (возможно и тем же самым) персонажем,
достойным изображения на монете. Велес или Волос - древнеславянское божество, покровитель скота, "скотий бог".
Скот был популярным меновым товаром и мерилом богатства в незапамятные времена,
что зафиксировано в памятниках древней Греции, древнего Рима и в Библии. Еще во времена Гомера
скот выступал в роли денег. "Скот" и "деньги" у многих древних народов имели одинаковое название.
По латыни "pecus" - скот, "pecunia" - деньги. Ничего удивительного, что Гермес - древнегреческий
бог скотоводства и пастухов - стал позднее богом купцов, торговли и прибыли. А также - богом путешественников,
так как чем занимались все купцы большую часть времени - так это путешествиями. А поскольку все пастухи играли на свирелях, Гермес
был по совместительству богом пастушеской флейты, лиры и предводителем в хороводах нимф.
В древние времена, т.е. когда еще не изобрели интернет, новости разносились с караванами купцов,
и Гермес почитался заодно как вестник богов. Так сказать, первое СМИ, средство массовой информации.
В древнем Риме полным аналогом Гермеса был Меркурий.
Надо отметить, славянская культура ничуть не отставала от мировой цивилизации
в этом вопросе. Велес был одним из главных божеств - как бог скота и как бог богатства.
Слово "скот" в значение "деньги" упоминается еще в русских летописях. Ну а то, что Велес, подобно Гермесу,
предводительствовал в хороводе "нимф" (или там нимфеток, уж не знаю, история помалкивает), -
видно из приведенных выше изображений, где "семь девиц" с восторгом колбасятся вокруг бычьей головы Велеса.
Что вполне понятно - а вокруг кого девицам и крутиться, как не вокруг богатого бизнесмена? :))
Культ Велеса был известен в X веке в Киеве и Новгороде, позже в Ростовской земле. Божество это
было общеславянским и известно даже в Чехии. В чешских памятниках оно дожило до XV-XVI века
и упоминалось там уже в ином значении - нечистой силы. После принятия христианства культ Велеса
был официально запрещен, но в крестьянском быту Велеса оставался популярен.
Карнавалы, которые шли все зимние святки (болгары называют их "погаными", т.е. языческими днями),
достигали особого разгула во вторую их половину - с 1 по 6 января, "страшные" велесовы дни.
Роль покровителя скота Велеса пришлось позже перенести на св. Власия, который стал покровителем скота вследствие созвучности имен.
День св.Власия совпадал с временем зимнего отела (начало февраля), что было тоже удобно.
Но при этой подмене имен у нового святого пропал ряд важных функций, равно как и рога.
Кто стал теперь покровитель богатства? Покровитель флейты? Любимец нимф? А вот
кто - все эти функции как противоречащие христианству были переданы черту. Поскольку
в христианской мифологии черт очень богатый, вездесущий и веселый, ясно, что он и взял
остальные функции Велеса-Гермеса-Меркурия - стал покровителем богатства, путешествий и массовых увеселений.
Что и понятно - христианину душу надо спасать, а не деньги наживать, по курортам болтаться и
с девицами хороводить. Бесовство все это.
С чего начали, тем и закончим - изображен на этой монете
скорее всего бог Велес, он же "черт с рогами". Бог богатства и торговли, почитавшийся на государственном уровне
в Твери еще в XV веке. (Что-то там говорили про тысячелетие христианства на Руси?). Развита
была в Твери торговля, много богатств наторговали. Как знаем, тверские купцы
типа Афанасия Никитина аж до Индии доплывали. Но это уже совсем другая история.