http://xlt.narod.ru

Итоги поискового сезона - 2001
Прижизненный портрет
Ивана Грозного

копейка Ивана Грозного копейка Ивана Грозного
Надпись:
"ЦаРЬ И ВЕЛИКИЙ КНяЗЬ
ИВАНЪ ВСЕЯ РУСИ ".


Копейка Ивана Грозного. Серебро. Новгород, после 1554 г.
Штемпеля по Мельниковой 26-25.

    Копейка была найдена металлодетектором Spectrum-XLT с приключениями, описанными в рассказе о пропавших сигналах. Разбираясь, куда пропал сигнал от монеты, мы увидели ее глазами, запутавшуюся в корнях выкопанного дерна. Монета ярко блестела на солнце и с неё смотрело хорошо различимое лицо царя.
"Монеты Грозного стоят особняком среди нумизматических памятников XVI-XVII вв., выделяясь среди них разнообразием приемов в передаче деталей изображения "ездеца", выразительным и реалистичным рисунком. И.Г.Спасский смог рассмотреть в миниатюрных изображениях рисунков на монетах Грозного памятники прижизненной иконографии этого правителя. Но этим значение рисунков на монетах Грозного не исчерпывается. Именно на монетах Ивана IV прослеживается трансформация образа ездеца (всадника с копьем или саблей) к изображению самодержца, наделенными конкретными чертами правителя."
(А.Мельникова)
Под лупой хорошо было видно, что это именно ЛИЦО царя. Но детали, хорошо видимые глазом, долго не удавалось ввести в компьютер. Наконец, удалось исследовать портрет царя при помощи электронного микроскопа марки Didgital Blue при 60-кратном увеличении. При большем увеличении ( 200х ) портрет не влезал на экран компьютера.


Величина портрета составляет ... всего два миллиметра! Ещё миллиметр приходится на модную шапку. Мастерство средневековых денежных мастеров Московии явно находится за гранью понимания.
Портрет Ивана Грозного
(Для просмотра нажать здесь)
Что же удалось изобразить резчику на столь малом пространстве? Почти всё. Видно вполне узнаваемое лицо исторического персонажа. Это именно прижизненный портрет человека, имя и титул которого отчеканены на обороте монета - "Царь и Великий князь Иван Всея Руси".

Бытует мнение, что на средневековых копейках в виде всадника с копьем изображался "Георгий-победоносец". Увы, это не так. На русских серебряных копейках чеканился именно Великий Князь, что отражено в летописях :
"Того же лета 7043 (1535) ...Князь Велики Иван Васильевич учини знамя на денгах Князь Велики на коне имея копье в руце и оттоле прозваша денги копейныя".
(ПСРЛ, т.V стр.296)
Но насколько этот портрет соответствует действительности? Другие прижизненные портреты Ивана Грозного неизвестны. Известна реконструкция облика Ивана Грозного по его черепу из захоронения в Архангельском соборе Москвы, сделанная антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Что интересно - ракурс головы царя на монете совпадает с ракурсом, который современный фотограф выбрал для фотографирования скульптуры. "Критерии оптимальности" в выборе "точки сьемки" у средневекового резчика и современного художника оказались одинаковы.
Это позволяет с помощью компьютера наложить одно изображение на другое. Красными линиями выделены полностью совпавшие участки портретов:

Портрет Ивана Грозного
(Для просмотра нажать здесь)

Что совпало? Весьма многое:
  1. общие пропорции лица и его брезгливое выражение
  2. высокий лоб с залысинами
  3. нависшие надбровные дуги
  4. глубокие глазные впадины
  5. глаза навыкате
  6. нос крочком
  7. характерная складка у носа
  8. выступающие скулы
  9. линия губ, уголки которых опускаются
  10. выступающая нижняя челюсть
  11. линия волосяного покрова
  12. ниспадающие волосы, закрывающие уши
Что НЕ совпало? Как и следовало ожидать - мягкие ткани и волосы, которые не сохраняются со временем:
  1. расположение глаза в глазнице
  2. кончик носа
  3. форма и длина бороды
  4. складка кожи на лбу
В отношении складок на лбу не будем забывать, что Герасимов воссоздавал скульптурный портрет по черепу 54-летнего мужчины. А на монете изображен 24-летний молодой человек. Складок на лбу могло ещё и не быть. То же самое и с бородой - у юноши на монете она явно короче.
Таким образом число "несовпадений" портрета с реконструкцией Герасимова можно свести лишь к ДВУМ!
М.Герасимов
(Для просмотра нажать здесь)
Обычно возникает вопрос - сильно ли пропорции черепа взрослого человека меняются со временем? Меняются они совсем мало. С возрастом по мере выпадения зубов нижняя челюсть выдвигается вперед и как бы "становится шире" - "старческая прогения". Но как можно судить по фотографии справа, череп Ивана Грозного был вполне зубаст. Так что выступающая вперед челюсть - это не возрастное изменение, а характерная анатомическая деталь.
"При восстановлении образа Ивана Грозного в распоряжении ученого оказался не только череп, но и скелет. "Я весьма тщательно изучал особенности скелета, — писал Михаил Михайлович, — смонтировал верхнюю часть торса и в процессе этой работы обнаружил ряд таких индивидуальных особенностей, которые дали возможность воспроизвести его характерное, привычное положение головы и плеч". Иван Грозный предстал атлетически сложенным дородным мужчиной зрелого возраста, с энергичным и слегка брезгливым выражением лица."
(П.Мигалев)

"Известно, что восстанавливая облик Ивана IV, М.М.Герасимов отметил в строении его черепа значительные признаки средиземноморского типа. Откуда же? От бабушки — гречанки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI, которая была замужем за великим князем московским Иваном III Васильевичем. В 1994 году криминалист и скульптор С.А.Никитин реконструировал облик великой княгини Софьи Фоминичны. Совмещение черепов Ивана Грозного и его бабушки методом теневого фотоналожения выявило: контуры черепов, скуловые кости и скуловые дуги, глазные орбиты близки по форме настолько, насколько это может быть лишь у родственников. Василий III с обнаруженного портрета тоже похож на свою мать: тот же большой лоб с залысинами, крючковатый нос, жёсткость выражения лица… "
Итак, убеждаемся, что с большой долей вероятности череп, хранившийся в Архангельском соборе в могиле Ивана Грозного и портрет на его монете - принадлежат одному человеку. Или двум ОЧЕНЬ похожим людям, не исключено, что очень близким родственникам. Гипотеза А.Фоменко о том, что "Иванов Грозных" было несколько, никакого подтверждения здесь не находит.

В портрете на монете поражает и другое. Как известно, многие пропорции черепа находятся в отношении "золотого сечения". Портрет полностью соответствует законам анатомии - на нем можно увидеть все три "золотых сечения" из трёх возможных:
Пропорции портрета
  Пропорции черепа
(Для просмотра нажать здесь)

Рисунок из книги "Ортопедическая стоматология", стр.337. В качестве "реперных точек" взяты переносица (точка a), передняя носовая ость (точка d), ротовая щель (точка b), подбородок (точка с), затылок (точка А), суставной отросток нижней челюсти (точка Б) и кончик носа (точка С). Расстояния между этими точками на портрете составляют в пикселях:
ab = 90
ad = 60                     Пропорции "золотого сечения":
db = 30
ac = 150                   1.    ac : dc = dc : ad
АБ = 50                    2.    ac : ab = ab : bc
АС = 130                   3.    АС : СБ = СБ : БА
БС = 80
150 : 90 = 90 : 60 с точностью всего 9%. Причем это "золотое сечение" верно и для точки d и для точки b.
130 : 80 = 80 : 50 с точностью 1%!!!
То есть портрет царя был сделан с сохранением всех пропорций и тщательностью, которую трудно себе вообразить. Однако при столь скрупулезном соблюдении пропорций царской головы весь остальной рисунок непропорционален. Видно, что голова царя увеличена настолько, что по размерам почти сравнялась с головой лошади! Хотя она должна быть почти в два раза меньше.
Ясно, что такое нарушение пропорций сделано намерено. Перед мастером, видимо, стояла конкретная задача. Не сильно нарушая стандартное изображение "копейщика" на монете, дать различимое портретное изображение царя.
Портрет Ивана Грозного
Принимая, что лицо человека имеет высоту 25 см, а детали данной монеты четко видны с 20 см, можно вычислить, что лицо человека имело бы такой же угловой размер на расстоянии в 25 метров. Таким образом взяв в руку данную копейку любой московит, стоя в толпе на площади, мог без помощи бинокля и микроскопа сличить черты царя с изображением на монете. Из "таблицы видимости" для снайперов известно, что детали человеческого лица различаются невооруженным глазом до 100 метров.
Интересна историческая причина потребности сверять черты царского лица с эталоном. Боязнь ли "подмены царя" тому виной или же выпуск "портретных копеек" носил чисто "декларативный" характер - сказать трудно. Но имея такую "портретную копейку" всегда можно было отличить "настоящего царя" от всяких "самозванцев":

Иван Васильевич  
царь
При большом внешнем сходстве "Иван Васильевич" из комедии Гайдая всё же отличается от настоящего Ивана Грозного:
  • отсутствуют резко выраженные скулы
  • нос не крючковатый
  • нет глубокой складки возле носа
  • углы губ у "настоящего царя" должны были опускаться резко вниз
Вывод однозначен:

"Царь НЕ НАСТОЯЩИЙ !!!"


патриарх



У данного типа монет есть ещё одна интересная деталь - нестандартный головной убор. Вообще на монетах Ивана Грозного происходит целое "шляпное шоу". На дореформенных монетах у всадника вообще нет головного убора - или он такой, что его нельзя отличить от прически. То же и на многих послереформенных деньгах. После принятия титул "царь" в 1547 году на копейках и деньгах появляется трехчастная корона, хотя на копейке "ФС"она появляется ещё в 1538 г. После 1561 (когда акт венчания на царство Ивана утвердил Патриарх Константинопольский и собор восточных святителей) корона становится пятилучевой. Иногда попадается нечто напоминающее польскую "конфедератку" или сплющенный "трехчастный венец".
Но на данной монете мы видим вместо короны - что-то вроде шапки с пумпоном. По мнению А.Мельниковой, это "великокняжеская шапка". Такая чеканилась на монетах только в 1555 году - в Новгороде на копейках, в Москве и Твери - на денгах.
"В данном случае следует исключить всякую возможность проявления самостоятельной инициативы резчиков штемпелей. Это исключалось самой природой официальных учреждений, какими были государевы денежные дворы; к тому же здесь мы наблюдаем одновременное явление на всех трех денежных дворах."
(А.Мельникова)
А.С.Мельникова предположила, что всадник в великокняжеской шапке на монетах - Великий князь Владимир Андреевич Старицкий. И изображение его на монетах - есть проявление "боярского мятежа" 1553 г., когда в руках "оппозиции" могли оказаться денежные дворы. Изображение лидера оппозиции на монетах, вероятно, было вызовом царю.
"Судьба этих дворов после выпуска монет с великокняжеской шапкой служит косвенным подтверждением справделивости нашей гипотезы. После выпуска крамольной деньги Тверской денежный двор прекратил свое существование навсегда, а Московский денежный двор больше не готовил новых маточников и если не прекратил, то значительно сократил свою деятельность до конца царствования Ивана IV. Причины сокращения деятельности этих двух дворов крылись во многих обстоятельствах иного порядка, но, возможно, их "проступок" тоже играл здесь свою роль...
Как бы мы ни трактовали смысл изображения великокняжеской шапки на монетах Грозного, несомненным остается одно: этот выпуск отразил сложную внутриполитическую ситуацию, в которой монеты играли весьма активную роль... Может быть, в настойчиво повторяющемся изображении Владимира Андреевича Старицкого в непременной великокняжеской шапке [в Лицевом своде] имелся свой подтекст, перекликающийся с выпуском монет 1554-1555 гг., на которых изоброжен ездец в великокняжеской шапке?"
(А.Мельникова)
Однако, как мы видим, на нашей "крамольной монете" в загадочной шапке изображен именно Иван Грозный. Что окончательно запутывает дело.

декабрь 2004 - 18.03.2005

Литература.

  • А.С.Мельникова, "Место монет Ивана Грозного в ряду памятников идеологии самодержавной власти", Вспомогательные исторические дисциплины, XVII, стр.121-133. Ленинград, изд. "Наука", 1985
  • И.Г.Спасский, "К прижизненной иконографии Ивана Грозного", СГЭ, 1976, вып.41, стр.49-53
  • А.С.Щербаков, Е.И.Гаврилов, В.Н,Трезубов, Е.Н.Жулев, "Ортопедическая стоматология", Спб, изд. "Фолиант", 1999.
  • П.Мигалев, "Антрополог Михаил Герасимов"
    http://pressa.irk.ru/editions.php?id=3&n=86&p=2007
  • "Была ли мать Ивана Грозного татаркой?"
    http://www.tatmir.ru/article.shtml?article=485§ion=0&heading=0

НАЗАД

автор   Mole Man   mailto:xlt@narod.ru

Copyright ©2005,Mole Man, All Rights Reserved Worldwide

http://xlt.narod.ru



Спонсоры страницы:
Леонид анатольевич Моносов.
Сайт управляется системой uCoz