Брошь викингов из Дании, стиль Урнес. |
Шест из оснастки осебергского корабля IX века. |
|
"С XII в. зарождается новый стиль рукописного орнамента - "чудовищный" или "тератологический"...,
который господствует в русской письменности в XIII-XV вв.
Заставка чудовищного стиля представляет собой раму, лишенную геометрической правильности, внутри которой находится причудливый узор из фантастических зверей и птиц, а также людей, перевитых ветвями и ремнями так, что фигуры трудно выделить из плетения и определить, где они начинаются, а где заканчиваются... С начала XV века вместо чудовищного стиля в русских рукописях распространяются два новых типа украшений... жгутовый, или плетеный, и растительный. Для заставок первого стиля характерны мотивы плетения.... Плетение в прямую клетку, в виде восьмиугольников, по краям переходящих в овалы. Такие заставки своим плетением несколько напоминают "чудовищный" орнамент, но это не сплетение змеиных хвостов, а ремней, причем отсутствуют изображения чудовищ, зверей и человеческих фигур, типичных для тератологии... Исследователи отмечают тесную органическую связь между книжным рукописным орнаментом и другими видами искусства. Так, заставки и заглавные буквы ряда рукописных книг XIII в. Владимиро-Суздальского княжества близки к рельефам соборов Владимира и Юрьева Польского, к тканым узорам, найденным в кладах...Отдельные образцы "чудовищного" стиля рукописного орнамента совпадают с украшениями cеребряных браслетов, найденных в Киеве, Твери и т.д..." | |
Л.В. Черепнин, "Русская палеография", стр.267-273 |
Тамга в глухих Карпатских лесах. Вот уж где татары никогда дань не собирали. Примеры других "тамг", используемых населением Карпат, при разметке лесных участков. |
|
автор
Mole Man
mailto:xlt@narod.ru
Copyright ©2002,Mole Man, All Rights
Reserved Worldwide