|
|
«Благочестие не в том, чтобы вам обращать лица свои к Востоку или Западу;
но благочестивы те, которые веруют в Бога, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков;
по любви к Нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, странникам, нищим, на выкуп рабов;
которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню;
верно исполняют обязательства, какими обязывают себя;
терпеливы в бедствиях, при огорчениях и во время бед.
Таковые люди праведны; таковые люди благочестивы»
(Коран, сура 2:172)*.
ЗАКЯАТ - (НАЛОГ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ)
Третий столп Ислама
Это Предписание было ниспослано Всевышним Аллахом во второй год Хиджры в месяц Рамадан. Предписание будет считаться выполненным, если мусульмане обоего пола, имеющие соответствующий достаток, выплатят один раз в год по
лунному календарю (354 дня) определённую сумму денег (одну сороковую часть), или указанную шариатом часть урожая, называемую "Ушр", определённой категории нуждающихся мусульман с намерением выплаты закяата.
Минимальным "соответствующим достатком", с которого мусульманин обязан выплачивать закяаат, является обладание им сверх имеющегося долга, и сверх необходимого для нужд собственной семьи ценностей на сумму, соответствующему двадцати мискалям золота (96
гр.) или двумстам дирхемам серебра (672 гр.) в течение одного года лунного календаря (354 дня). Здесь имеется в виду, что общая стоимость 96-ти гр. золота и 672-х гр. серебра - одинакова. Так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно приравнивается к 7-ми
граммам серебра.
В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) говорится:
"При определении исходного достатка для уплаты закяата в соответствии со стоимостью серебра, необходимо использовать стоимость дирхема, соответствующего шариату. Хотя, некоторые учёные склонялись к тому, что можно использовать и обычный
дирхем, имевший или имеющий хождение в данной местности".
Ибн-и Абидин (1198-1252/1784-1836) в своих комментариях к этой книге "Радд-уль-мухтар аля-д-Дурр-уль-мухтар" пишет:
"Да, были учёные, допускавшие возможность использования разных дирхемов при подсчёте. Но это вовсе не значит, что учитываемый дирхем может быть легче тех трех разных дирхемов, которые имели хождение при жизни Посланника, мир ему и
благословение Аллаха.
… Большинство учёных мазхаба Ханафи предлагают использовать дирхем времён Посланника (меиб), который соответствовал 14-ти каратам. Моё мнение такое же, - использовать дирхем, соответствующий четырнадцати каратам (1 дирхем = 14-ти каратам). К
такому выводу я пришёл в результате исследований работ по фикху и старых и новых авторов".
По мазхабу Ханафи:
1 мискаль равен 20-ти каратам.
1 карат равен пяти сушёным, очищенным зёрнам ячменя, с отрезанными концами, общий вес которых составляет в среднем 0,24 грамма. (Вес определён опытным путём).
1 мискаль равен 100 зёрнам ячменя или 4,8 грамма (100: 5 х 0,24 = 4,8). Отсюда следует, что исходные 20 мискалей, будут равны 96 граммам. (20 х 4,8 = 96 гр.).
[При переводе их в рубли, исходят из современной реальной рыночной стоимости драг. металла. Например, в ювелирном магазине 1 грамм золота стоит 250 руб. Но на комиссию от вас примут 1 грамм только за 90 рублей. Стало быть реальная стоимость одного
грамма золота для вас - 90 рублей. Исходя из этого, "минимальным достатком", с которого необходимо уплатить закяат будет: 96 умножаем на 90 = 8640 рублей. Итак, если у вас в течение
года будет ценностей на сумму 8640 руб. и более, сверх
необходимого для нужд вашей семьи и сверх вашего долга, вам
необходимо выплатить закяат с этого имущества в сумме 2,5 %.
Предположим, что в течение года у вас было ценностей на сумму
8640 р. Делим эту цифру на сорок и получим сумму, которую вы
должны выплатить в качестве закяата: 8640 : 40 =
216 рублей = сумма вашего закята.
Если же например, в течение года вы хранили 2500 долларов, то сумма вашего закяата составит: 2,500 : 40 = 62,5 доллара. Если вы хотите эту сумму отдать в соответствующих рублях, то надо будет отдать сумму, на которую можно купить эти самые
62,5 доллара. Предположим, что 1 доллар в данное время можно купить за 25 рублей, тогда сумма вашего закяата в этом случае составит: 62,5 х 25, получим 1562 руб 50 копеек.]
Вес серебра, стоимость которого также может являться исходной суммой достатка сверх необходимого и служит определением для уплаты закяата в мазхабе Ханафи, составляет 200 дирхемов или 672 грамма. Давайте проследим, откуда берётся именно этот вес.
По мазхабу Ханафи -1 дирхем = 14 каратам, или 70-ти зёрнам ячменя. Учитывая, что вес одного карата по мазхабу Ханафи составляет 0,24 грамма, умножим 14 на 0,24 гр. и получим - вес 1-го дирхема = 3,36 грамма. Далее, умножив 200 дирхем на 3,36 гр. получим
672 грамма.
Все средства, с которых уплачивается закяат, должны быть собственностью плательщика. То есть, должны быть заработаны дозволенным способом - "Халял". Деньги или имущество, полученные путём захвата, кражи, взятки, продажи спиртных напитков и т.п.
не являются собственным имуществом и не может быть использовано не только в качестве закяата, но и для собственных нужд. На эти средства нельзя строить мечеть и использовать для других добрых дел. С этих средств не предписано отдавать закяат.
Напротив, если известны настоящие хозяева или же наследники хозяев этих средств, то непременно надо вернуть чужое имущество. Если хозяева не известны, то можно раздать бедным. Но, если потом всё-таки хозяева объявятся, то надо будет вернуть им похожую
вещь или возместить убытки другим способом.
Не отдаётся закяат и с денег заработанных, но ещё не полученных на руки. Если вам не выплачивали определённую сумму в течение 2-х лет, то после получения денег, вы выплачиваете закяат за два года.
По мазхабу "Ханафи" выплата закяата Предписана каждому мусульманину при достижении совершеннолетия. Совершеннолетним в Исламе становится дееспособный подросток, достигший половой зрелости.
Закяат считается отданным тогда, когда бедняк получил этот закяат в собственность. То есть, надо отдавать в руки бедняка. Если попечитель будет кормить дееспособного сироту, то эти затраты не будут считаться закяатом. Вот если он даст эти деньги ему в
руки, или же купит ему одежду, то тогда эти затраты будут считаться закяатом. Если же попечитель будет кормить недееспособного бедняка вместе с этим сиротой, то в этом случае расходы могут считаться закяатом. Попечителем считается в данном случае человек,
на которого оставил ребёнка его отец, или которого назначили судебные органы. Обладая правом брать подарки для сироты от других мусульман, попечитель может и на свои деньги покупать что-либо и отдавать сироте в виде закяата.
Другим беднякам давать закяат таким образом нельзя. Имам Нэсефи Омар (ум. в 537/1143) в своей книге "Захира" пишет, что не будет считаться закяатом, если какой-либо богатый мусульманин на свои деньги организует раздачу пищи беднякам. Так же нельзя считать
закяатом розданное бедным мясо жертвенного животного в праздник Курбан. Об этом сказано в книге "Фатава-и Беззазиййа" имама Кердери (ум. в 827/1424) и в сборнике "Фатава-и Хиндиййа" Алемгира - М. Эвренкзиба (ум. в 1118/1707).
В книге "Изах" говорится, что закяат, предназначенный для подростка или для недееспособного бедняка, можно отдавать их попечителям.
Во всех 4-х мазхабах имущество, с которого предписано давать закяат делится на 4 вида:
1. С Домашних животных
Большую часть года пасшиеся на бесплатных пастбищах.
Закяат с овец и коз: от 40 до 120 голов - одну овцу или козу, от 121 до 200 - две овцы или козы,
от 201 до 399 - три овцы или козы, с 400 голов - четыре овцы или козы.
Со стада свыше 400 голов с каждой сотни голов берётся по одной овце или козе, т.е. с 500 - 5, с 600 - 6 и т.д.
Закяат с коров, быков: Начинается отдача закяата с 30 голов.
30-39 голов - годовалого телёнка,
40-59 голов - двухгодовалого телёнка,
60-69 голов - двух годовалых телят,
70-79 голов - одного годовалого и одного двухлетнего телёнка,
80-89 голов - двух телят-двухлеток,
90-99 голов - трёх годовалых телят,
100-119 голов - двух годовалых и одного двухлетнего телят,
120 голов - четырёх годовалых или трёх двухлетних телят.
Со стада, превышающего 120 голов, берётся с каждых последующих 30 голов один годовалый телёнок или с каждых сорока - один двухлетний телёнок.
Закяат с верблюдов:
Начало отдачи закяата с 5 голов.
5-9 голов - даётся закяат в виде одной овцы или козы,
10-14 голов - две овцы или козы,
15-19 голов - три овцы или козы,
20-24 голов - четыре овцы или козы,
25-35 голов - двухлетняя верблюдица,
36-45 голов - трёхлетняя верблюдица,
46-60 голов - четырёхлетняя верблюдица,
61-75 голов - пятилетняя верблюдица,
76-90 голов - две трёхлетние верблюдицы,
91-120 голов - две четырёхлетние верблюдицы,
121-144 голов - две четырёхлетние верблюдицы, а также по одной овце или козе на каждые пять голов,
175-185 голов - три четырёхлетние и одна трёхлетняя верблюдицы,
196-200 голов - четыре четырёхлетние верблюдицы.
При стаде свыше 200 голов, с каждых 50 берётся закяат - одна четырёхлетняя верблюдица.
2. С Драгоценных металлов в виде золота и серебра.
Вес золота, с которого уплачивается закяат, составляет 20 мискалей, равный в мазхабе Ханифа 96-ти граммам.
(Мискаль - мера веса.)
Меры веса, длины, объёма и т.д. делятся на две категории:
К 1-ой категории относятся средства измерений, применяемые в шариате - исламском праве. Они указаны в хадисах и применялись при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые средства измерений в разных мазхабах могут
различаться в классе точности, из-за того, что при жизни Пророка (меиб) имели хождение три разных дирхема различного веса. Как было уже указано выше, большинство учёных мазхаба Ханафи прелагают для подсчёта использовать один из трёх дирхемов, имевших
хождение при жизни Пророка Аллаха, мир ему и благословение. А именно дирхем, который равен 14-ти каратам.
Ко 2-ой категории относятся средства измерений, обычно применяемые отдельными племенами в определённой местности, или установленные государствомами вне шариата.
Вес серебра, который является исходным для уплаты закяата, - 200 дирхемов.
В мазхабе Ханифа этот вес составляет 672 грамма. (см. первую страницу раздела).
Причём здесь учитываются и вес золотых и серебряных украшений для женщин, и прочие изделия из этих металлов. То есть, в учёт идут все золотые и серебряные изделия, находящиеся в наличии. Сюда же прибавляется и вес изделий из сплавов золота с другими драг.
металлами, если состав золота в сплаве превышает 50%.
По другим мазхабам
В книге "аль-Мукаддамат-уль-хадремиййа" Абдуллаха бин Абдуррахмана указано, что по мазхабу Шафии при подсчётах учитывается мискаль, вес которого равен 24-м каратам. А вес 1-го дирхема равен 16,8-ми каратам.
В книге "Мисбах-ун-неджат" Мухаммада Мазхара и в книге "Энвар" М. бин Махмуда Баберти (712-786/1312-1384) говорится, что в мазхабе Шафии за вес 1-го мискаля принят вес 72-х зёрен ячменя.
В мазхабе Шафии за вес 1-го карата принят вес 3-х очищенных зёрен ячменя и составляет 0,144 грамма, значит:
Вес 1-го мискаля, равного 72 зёрнам, равен 24-м каратам (72 : 3), и составит 3,456 грамма, (24 х 0,144) и тогда:
Вес 20-ти мискалей будет равен 69,12 грамма (20 х 3,456).
В мазхабах Шафии и Ханбали 1 дирхем равен 0,7 мискаля, это значит:
Вес 1-го дирхема составит 16,8 карата (24 х 0,7) и будет равен 2,4192 грамма (3,456 х 0,7).
Следовательно, по этим мазхабам исходные 200 дирхем, с которых необходимо выплатить закяат составят: 200 х 2,4192 = 483,84 грамма, или округлённо 484 грамма. Но надо учесть, что в этом мазхабе в общий вес золотых и серебряных изделий, с которых надлежит
выплата закяата, не входят украшения женщин.
В мазхабе Малики за вес 1-го дирхема принят вес 55-ти зёрен ячменя, равный 2,64 грамма (55 : 5 х 0,24), который и надо учитывать при остальных подсчётах.
(См. книгу "Джевахир-уз-закиййа" Ахмада бин Турки).
3. С имущества, предназначенного для торговли
Имам Ибни Абидин (Саййид Мухаммад Амин 1198/1252 - 1784/1836 г.г.) пишет, что имущество этого разряда должно быть куплено с целью последующей продажи. Сюда не входят доходы, получаемые с садов и полей, так как с них надо отдавать другой
процент (налог с садов и полей называется не закяат, а "ушр", если плательщиками являются мусульмане, или "харадж", если плательщики - не мусульмане (Зимми). По этой же причине не входят также в этот разряд сад, огород, кусок земли полученные в подарок
или в наследство. Имущество, купленное вначале для продажи, но затем использованное для личных нужд, выходит из этой категории. Также и зерно, купленное с целью торговли, но затем использованное в качестве семян на собственном поле, выходит из этого
разряда. Торговля, пишет имам, это действие. И здесь одного намерения недостаточно. С любого другого имущества, (неважно, каким законным образом они были получены), требуется уплата закяата.
Имушество, с которого не выплачивается закяат:
Имущество, необходимое для повседневного пользования и не подлежащие выплате с них закяата состоит из трех частей:
а) Продукты питания,
б) Одежда,
в) Домашнее имушество. К домашнему имушеству относятся дом, квартира, сад, садовый участок, мастерская, магазин, поле, отель и т.д. и т.п. также не облагаются закяатом. Однако, урожай с участков и доходы с мастерской, магазина или гостиницы,
облагаются закяатом.
Убранство дома, мебель, ковры и проч. не облагаются закяатом. Закяат не берётся также и с автомобиля, других транспортных средств, домашних животных и других вещей, используемых в личном хозяйстве.
4. С урожая садов и полей
Выплачивается налог, называемый "Ушр". Это указано в 141 аяте суры 6 - "Скот". По мазхабу Ханифа с земель, орошаемых дождём или речной водой (естественное орошение) отдаётся бедным одна десятая часть урожая.
При принудительном орошении (с использованием техники, лошадей) - одна двадцатая часть. В обоих случаях отдаётся из общего количества урожая. Или же выплачивается адекватная стоимость в деньгах.
(Не путать с таким же налогом, который обязаны выплачивать ежегодно немусульмане (Зимми), называемый Харадж. Величина этого налога может быть, в зависимости от ситуации, пятой частью, или четвёртой, или третьей - до половины с урожая в год).
Ушр обязаны выплачивать даже и должники. Сколько бы ни было получено урожая овощей, фруктов или зерна, много-ли, мало-ли - в любом случае необходимо выплата закяата - ушра.
Ушр выплачивается и тогда, когда хозяином поля, сада, огорода является ребёнок, раб или недееспособный.
По мазхабу Ханафи не выплачивается ушр с урожая сада или огорода, с дров, сена, соломы предназначенных для собственных нужд. Или, когда урожай составил меньше одного Саъа. (То есть, если урожай будет менее 3,5 кг.).
Использование урожая для каких-либо целей без предварительной выплаты ушра - запрещено (Харам).
Например: урожай составил 100 кг. Вначале с этих 100 кг, необходимо отдать бедняку 10 кг. и только потом использовать остальной урожай. Иначе в разряде недозволенного к употреблению (Харам) будут все 100 кг, а не только не отданные 10 кг.
В случае, когда была использована часть урожая до полного сбора, эта часть должна учитываться при отдачи ушра. То есть, использованную ранее часть урожая, необходимо приплюсовать к остальной её части.
[1 Саъа - это ёмкость, в которую входит 4 мюда чечевицы. 1 мюд равен двум полным пригоршням, и по мазхабу Ханафи равен двум рытл. Таким образом 1 Саъа составит 8 рытл. Далее, 1 рытл по мазхабу Ханафи равен 130 дирхем или 91 мискаль. Следовательно 1 Саъа
по мазхабу Ханифа равен 728 мискалям или ёмкости, в которой помещается 1040 дирхем чечевицы. Если учесть, что по мазхабу Ханафи 1 дирхем равен 3,36 граммам, то получим вес 1-го Саъа, который составит около 3500 грамм (Точнее - 1040 х 3,36 = 3494,4 грамм).
При определении веса 0,5 Саъа, естественно, делим этот вес пополам, или производим такой же подсчёт: 520 дирхем (составляющие 364 мискаль) умножаем на 3,36 и получим 1747,2 граммов, округлённо 1750 грамм.]
Кто имеет право на получение ЗАКЯАТА?
Закяат даётся лишь представителям семи классов мусульман, перечисленных ниже. Восьмым классом ранее были представители "Муаллафат-ул-кулуб". То есть класс воинствующих неверных - кафиров. На первом этапе распространения Ислама было предписано
давать им закяат, с целью нейтрализовать их враждебность. При первом Праведном Халифе Абу Бакре, да будет доволен им Аллах, необходимость в этом отпала.
1. Факыр - Бедняк: В эту группу входят мусульмане, достаток которых не достиг уровня, с которого необходимо выплачивать закяат. Какова бы ни была зарплата мусульманина любой профессии, но, если он испытывает затруднения в
содержании своей семьи (самым необходимым), то имеет право на получение закяата и, одновременно, освобождается от дачи милостыни Фитр и совершения жертвоприношения в праздник "Курбан".
2. Мискин - Нищий: К этому разряду относятся мусульмане, которые не имеют ничего, кроме однодневного пропитания. Некоторые реформаторы ошибочно толкуют состав этой группы, считая, что сюда входят все соотечественники, включая и кафиров. Это
неверный, чисто реформаторский подход. А, стало быть, недозволительное нововведение в Исламе - бидъа. Неверные наши соотечественники могут получат подарки или обыкновенную милостыню (садака) от мусульман. Но, ни размеры этой милостыни, ни сроки здесь
не установлены, и являются добровольным делом любого человека. Давать закяат не мусульманину не разрешено. По Предписанию Всевышнего Аллаха, Закяат предназначен только для мусульман.
3. Амиль - Сборщик закяата: К этой группе относятся 2 типа сборщиков: Саъи и Ашир.
А) Саъи - это сборщики закяата с мусульман, обязанных выплачивать налог с определённого количества животных, а также с тех, кто обязан выплатить Ушр с урожая садов и полей.
Б) Ашир - сборщики закяата с торговцев, занимающихся коммерцией за пределами города. Эти сборщики имеют право получать закяат, даже если находятся в разряде богатых мусульман.
(Собранные средства, поступают в казну - Бейт-ул-мал и далее распределяются среди указанных здесь 7-и групп мусульман).
4. Мукатаб - Невольник, подлежащий освобождению при уплате долга своему хозяину.
5. Мункати - Мусульмане, оказавшиеся без средств при совершении Хаджа или Джихада.
В книге "Дурр-уль-мухтар" имама Алауд-дина Хаскафи (М. бин Али; 1021-1088/1677) говорится:
"Мусульмане, передающие религиозные знания и находящиеся на обучении религиозным знаниям, имеют право на получение закяата, даже если не состоят в рязряде бедных, так как не имеют времени для зарабатывания средств".
Имам Ибни Абидин (Саййид М. Амин бин Умар бин Абдулазиз; р. в Сирии в 1198/1784 г. и умер в 1252/1836 г.) в своих комментариях к этой книге пишет:
"В хадисе, приведённом в книге "Джами-уль-фетава" говорится: "Разрешается давать закяат обучающемуся, даже если он обеспечен на 40 лет вперёд".
6. Медйун - Мусульманин, имеющий долг, но не имеющий возможности рассчитаться с этим долгом.
7. Ибнус-сабиль - Мусульманин, которому должны много денег, но он бедствует из-за того, что не может получить этих денег. А также мусульманин, попавший в затруднительное финансовое положение в чужой стране, хотя в своей стране является
состоятельным человеком.
Итак! Закяат можно дать любому мусульманину из этих семи групп, или распределить между представителями всех или нескольких, перечисленных выше, семи групп.
Денежную стоимость закяата нельзя использовать на покупку савана, на возмещение долга покойного.
Нельзя закяат использовать на постройку мечети, на совершение Хаджа, на Джихад. В случае крайней необходимости, выбирают какого-либо надёжного мусульманин из числа бедных, чтобы он оказал посредническую услугу. Человек, отдающий закяат, даёт
ему деньги с намерением дачи закяата, а тот передаёт эти деньги общине. Таким образом, эти средства используют на вышеперечисленные нужды.
Нельзя закяат давать "Зимми" (гайри-муслиму - соотечественнику не мусульманину). Им можно делать подарки, давать милостыню, но не закяат.
Нельзя давать закяат тому, кто сам обязан по шариату отдавать закяат. Нельзя давать закяат несовершеннолетним детям богатого человека, если они не сироты. Родственникам богатого человека, если они бедны, могут давать закяат другие люди. Не даётся
закяат матери, отцу, деду, бабушке, своим детям и внукам. Этим близким родственникам нельзая давать и милостыню Фитр. Им можно делать подарки, или давать обычную милостыню, если находятся не на попечении. Если же они находятся на попечении мусульманина,
то он обязан их содержать без всяких условий.
Мусульманин, имеющий достаток, но оставшийся без средств на время по разным причинам (ему не вернули долг и т.п.) может брать закяат, но в количестве не более прожиточного минимума. Это дозволено лишь в том случае, если ему никто не даст
безпроцентную сумму в долг. После получения своих денег, ему не надо будет возвращать полученный закяат. В отличие от такого мусульманина, бедный мусульманин может брать столько закяата, сколько ему дадут.
Закяат, в каком бы виде он не отдавался ( в виде золота, серебра, долларов, рублей, вещей и т. д.), лучше всего вручать в руки получателю, или его представителю, посреднику. Вручая свой закяат посреднику, вы должны быть уверены, что закяат дойдёт до
назначения. Если же этого не произойдёт, то, естественно, вы не будете в числе уплативших закяат!
Каждый мусульманин, имеющий достаток, обязан помнить когда и сколько следует отдать закяат. Как уже было сказано выше, по мазхабу Ханафи необходимо иметь исходный достаток, определённый шариатом в течение 1-го года по лунному календарю. Только по
прошествии 1-го года для последователей мазхаба Ханафи становится обязательным выплата закяата. Как только мусульманин станет обладателем исходного количества имущества, достаточным для выплаты закяата, он должен записать эту дату и по прошествии года
выплатить закяат. Если в течение года у него в наличии имущества станет меньше, а затем снова пополнится до необходимой суммы, то ему снова надо будет записать эту новую дату, и снова отсчитав 1 год, выплачивать закяат.
[Наиболее осторожные мусульмане отдают закяат сразу после получения на руки достаточной суммы, так как по иджтихаду Имама Аъзама Абу Ханифа, рекомендуется отдавать закяат, не дожидаясь прошествии года.]
Аль-хамду лиль-Лаху Раббиль алемиин!
- Хвала Аллаху Господу миров!
М. Кок-Коз, СПб - январь 2000 г.
Из книги "Tam Ilmihal"- M. S?dd?k G. Istanbul -1996;
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ шлите по адресу: m.yusuf@mail.rcom.ru
*****************************
Webmaster: rinal99@mail.ru
Copyright 2001© R i n a t A l i
НАВЕРХ
|
| |
|
|