Итоги поискового сезона - 2000 "Охота на реликтового динозавра"
Гайдуков № 330.
"Охота на реликтового динозавра" или "Черт угощает дракончика бананом" или "Битва на Калиновом мосту".
Медное тверское пуло, 15 век. Князь Иван Иванович Молодой.
Княжил в Твери в 1485-1490 году после захвата Твери Москвой. Надпись:"ВЕЛИКОГО КНЯЗЯИВАНА ИВАНОВ".
У Орешникова описание этой монеты (таблица IV № 185,186) звучит так:
"Сидящий черт с бородою и в остроконечной шапке, вправо; в поднятой руке меч; длинный хвост черта,
проходя и загибаясь между ногами, оканчивается фантастическим животным с зубчатою спиною и с лапами, обращенными влево; линейный ободок."
Орешников считает, что изображен черт лишь потому, что хвост дракона
что хвост реликтового динозавра соприкасается со спиной человека. Но человек держит МЕЧ - явный
признак княжеской власти. У человека есть шапка и борода, но нет РОГОВ. Это, безусловно, никакой не черт.
Это даже не мифологический сюжет. Здесь изображена аллегория на происходившие в те годы переломные
события. Рассмотрим несколько версий, лежащих на поверхности.
Здесь явно изображен князь, побеждающий некоего врага. Монету эту
чеканил Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III, короткая и трагическая жизнь которого была отмечена следующими поворотными в истории России событиями:
1480 г. - Стояние на реке Угре. Иван Иванович возглавляет вместе с отцом войско, силой
оружия отказавшись платить "ордынский выход" Золотой Орде. Татарское иго на Руси закончилось. Началось
иго московское. На монете князь замахнулся мечом на ненавистную татарскую гадину,
и та, убоявшись, шипя уползает. Отождествление Орды со змеем часто встречалось в былинах
("Тугарин Змеевич"). На Востоке, например в Китае, дракон до 20 века был символом
императорской власти.
1485 г. - Взята Тверь. Из Твери был изгнан родной дядя Ивана Ивановича, искавший союза с
Литвой. Великий князь тверской Михаил Борисович бежал в Литву прихватив казну и бросив на произвол московских
войск свой город и
своих людей. На монете Иван Иванович рубит хвост, символическую пуповину, соединяющую его родственной связью
со змеем, олицетворяющим дядю - врага московской политики.
1485 и далее - установление власти Московской патриархии на большей части
территории России (Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь...). Языческие пережитки и ереси решительным образом искореняются.
С монет удельных княжеств пропали все языческие народные символы - волки, жар-птицы, крылатые кони, утки и т.д.
Змей (реликтовый динозавр), Змей-Горыныч, Ящер (Яша) был символом язычества, поклонение водному змею производилось в самых древних языческих
ритуалах. На монете князь силой оружия уничтожает язычество. Кстати, позднее этот же
сюжет уничтожения исконной народной веры был обьединен с другим типичным изображением монет
Ивана III - всадника с копьем. Получился "Георгий Победоносец", всадник побеждающий змея - вполне европейское изображение. (Поклонение змею дожило в народе до XIX века и было зафиксировано собирателем фольклора А.Н.Афанасьевым, N.517. Несознательные люди
ставили в церкви перед образом Георгия Победоносца две свечи. Одну для Георгия, вторую - ДЛЯ ЗМЕЯ).
Что любопытно - в Англии
абсолютно в то же самое время, в 1485 г., окончилась война Алой и Белой розы и к власти
пришла династия Тюдоров. И начиная с 1489 года в Англии начали чеканиться золотые суверены с этим же сюжетом!!! И чеканятся
до сих пор, как и копейки с Гергием Победоносцем в Москве. Победа Георгия над драконом, запечатленная на
этих монетах символизировало, видимо, нечто большее, чем просто сюжет из жития святых.
В том же 1485 году Иван III взял Тверь и на тверских монетах тоже появился сюжет
победы над драконом.
Заметим, что символ победы князя над змеем, обозначающий обьединение страны носит в XV веке чуть ли не планетарный характер. На другом конце вселенной, в Китае, изданный в 1494 году исторический роман "Троецарствие", начинается
так: "Основатель Ханьской династии Гао-цзу, поднявшись на борьбу за справедливость, отрубил голову Белой змее и обьединил всю Поднебесную".
Видимо, аналогия имеет место быть - сходные исторические события обозначались сходными символами.
Таким образом не исключено, что эта монета - ПАМЯТНАЯ МОНЕТА НА СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА.
Менее вероятна бытовая сценка "охоты на реликтового динозавра". И уж совсем маловероятен
"фантастический сюжет" - в дошедшем до нас фольклоре сцена битвы "черта" с драконом, насколько
мне известно, пока не встречалась. В былинах есть только один аналогичный сюжет - боя Добрыни со змеем. Из сказок такой сюжет известен лишь в "Битве на Калиновом мосту", но,
впрочем, и он несет в себе изрядную долю символизма.